техники дзюдо Основные движения в дзюдо - двигательные действия сложной структуры: приемы в положении стоя (нагэвадза) и приемы в борьбе лежа (катамэвадза). Внешняя форма и внутренняя динамика отдельных приемов часто отличаются друг от друга. Определенные приемы имеют одинаковую биохимическую основу и похожи друг на друга по внешней форме. В зависимости от проявления приемы делятся на группы (см. классификацию приемов), высшей степенью техники являются комбинации приемов в положении стоя и в борьбе лежа. Двигательные действия, приведенные ниже, имеют основное значение, так как постоянно повторяются: стойка, движения по татами, повороты, броски, падения.
1. Основные элементы техники:
- стойка (сизэи);
- захват (кумиката);
- передвижения (синтаи);
- повороты (таисабаки);
- падения (укэми).
2. Приемы:
- в борьбе в стойке (нагэ-вадза);
- в борьбе лежа (катамэвадза);
3. Комбинации приемов:
- в стойке;
- в борьбе лежа;
- переходы из борьбы в стойке в борьбу лежа.
Приемы служат для броска соперника прямой атакой или как защита против нападающего. Движения по татами и повороты тела используются в процессе подготовки атаки, но также и в защите.
Комбинации приемов - это сложное, целенаправленное, усвоенное двигательное целое. Они возникают соединением двух или более приемов. Высоко ре-зультативные дзюдоисты при-меняют различные комбинации приемов, создают их в процессе борьбы в зависимости от возник-шей ситуации. Эта способность требует совершенного усвоения техники и большого тактического опыта..
Разучивание основных элементов техники
Стойка - сизэи
Один из основных принципов дзюдо - принцип максимальной эффективности. Важное значение имеет выпрямленная стойка. При разучивании приемов и других элементов техники исходим из естественного положения (сизэн-хонтаи); стоять, ноги на ширине плеч, вес тела перенести на передние части стоп, колени и плечи расслабить. Не сгибать спину, не напрягать мускулы живота и груди (подбородок наклонить к груди).
Защитное положение (зигохонтаи) - ноги широко расставлены, центр тяжести внизу, ноги в коленях согнуты, туловище наклонено вперед.
Захваты - кумиката
Для того чтобы осуществить прием, надо сначала сделать захват. Одна из главных технико-тактических задач - применение захватов. Захват надо разучивать в нескольких вариантах. Если соперник опытный, он не позволит нападающему взять удобный захват, и в таком случае прием не получится.
Исходное положение при разучивании - правый захват. Правой рукой держим левую часть отворота кимоно соперника приблизительно на уровне плеч, локоть прижимаем к правой стороне груди. Левой рукой, приблизительно по середине, держим правый рукав соперника с внешней стороны (см. рис. 30). При левом захвате все наоборот.
При разучивании индивидуальной техники исходным будет за-хват, который лучше всего отвечает анатомо-морфологическим данным спортсмена. Важен способ захвата. Если на захват затрачивается большая сила, то руки напряжены, и в результате борьба носит защитный характер. Самый эффективный способ захвата, когда руки расслаблены, сила захвата сосредоточивается в пальцах - мизинце, безымянном и среднем. Способ эффективного захвата можно усвоить только длительной тренировкой. Опытный дзюдоист знает, как регулировать интенсивность захвата. Соперник в большинстве случаев не чувству-ет его захват и только когда он пытается атаковать, сталкивается с прочной блокировкой рук.
Передвижения - синтаи
Статический способ борьбы не всегда действенен. Поэтому надо с самого начала усвоить правильный способ передвижения.
Движение осуществляется мягким перемещением стоп (цуги-аси). Неопытные спортсмены часто начинают сначала движения туловищем, потом стопами. Это неправильно, так как легко можно попасть в неустойчивое положение. Расстояние между стопами должно быть неизменным. Стопы по мере возможности отрываются от татами. Вес тела никогда не переносится на одну ногу, а рас-пределяется на обе ноги. Эти прин-ципы надо соблюдать при движениях во всех направлениях. .
Повороты и подвороты - таисабаки
Повороты и подвороты важные элементы атаки и защиты. При подворотах, нужных для подготовки к атаке, надо все время быть в контакте с соперником. Руку, которая держит рукав соперника, тянуть вращением к туловищу. Другой рукой, которой придерживаем воротник соперника, притягиваем его к своему плечу. Повороты и подпороты также эффективный защитный элемент, если рывком освободить руку, которую тори держит за рукав в момент подготовки атаки.
Падения - укэми
Самостраховка имеет в дзюдо большое значение. В первую очередь - это одна из форм защиты. По своему значению падения принадлежат к самым важным элементам. Потенциальные способности и предпосылки у начинающих можно определить, наблюдая укэми. Ловкость и решительность дзюдоиста проявляется в том, каким способом он осуществляет падения. Степень усвоения техники падений в значительной мере зависит от того, каким способом осуществляются броски. Если дзюдоист не умеет правильно падать, то он неуверенно и атакует. И наоборот, если не боится падать, он будет атаковать соперника решительно, точно, уверенно. На тренировках техника падения должна быть отработана до автоматизма. Различают 3 основных вида падений:
- назад - усироукэми или когоукэми;
- на бок - йокоукэми или сокугоукэми;
- кувырком вперед - маукэми или зэнпокаитенукэми.
Все эти падения носят подготовительный характер. Они помогают усваивать технику падений в ситуациях, которые часто встречаются и повторяются в процессе тренировки.
Классификация приемов
На основе общих биомеханических принципов, сходства структуры движения и динамики приемы в дзюдо делятся на следующие группы и подгруппы..
Вадза - техника приемов
1. Нагэвадза - приемы в борьбе стоя.
1. Тацивадза-броски:
а) тэвадза - техника рук (например, сэоинагэ);
б) госивадза - техника бедер (например, огоси);
в) асивадза - техника ног (например, дэасибараи).
2. Сутэмивадза - броски с падением проводящего прием:
а) масутэмивадза - броски с падением на спину (например, томоэнаге);
б) екосутэмивадза - броски с падением на бок (например, йокоотоси).
II. Катамэвадза - приемы в борьбе лежа.
1. Осаэвадза - техника удержания (например, кэсагатамэ, камисигогатамэ).
2. Зимэвадза - техника удушения (например, хадаказимэ).
3. Кансецувадза - техника болевых приемов (например, удэгарами).
Примечание. Для приемов в борьбе на татами на практике часто используется термин нэвадза (это только приемы в борьбе лежа). Термин катамэвадза включает в себя и некоторые приемы в положении стоя.
Первоначальная классификация техники дзюдо включала в себя и атэвадза - технику ударов по болевым точкам, но сейчас применение этих приемов в соревновании запрещено.
Структура движений отдельных приемов представляет собой единое целое, состоящее из нескольких частичных двигательных актов.
Для всех приемов характерны три основные фазы:
- кудзуси - выведение из равновесия;
- цукури - подготовка броска;
- какэ - бросок. Кудзуси - выведение из равoсия - очень важно для эффективности захвата в целом. Соперника можно выводить из oювесия двумя способами. Первый - характеризуется включением силы в одно из восьми направлений выведения из равновесия, при котором укэ не прочно стоит на ногах.
При втором способе укэ выведен из равновесия реагированием на атаку тори (хандонокудзуси).
Цукури - подготовка броска - характеризуется достижением тесного контакта с телом соперника. Способ подготовки специфический для каждого броска. Очень важен непрерывный перенос силы на соперника. Руки - это связь, при помощи которой переносится на соперника сила всего тела, После достижения контакта на сoерника действует и сила всех остальных мышечных групп.
Какэ - бросок - окончательная фаза, в которой укэ падает на спину или на бок.
При правильном проведении приема невозможно на глаз выделить отдельные фазы, воспринимается только одно очень быстрое унижение.
Важный момент при проведении захватов - скорость. В большинстве захватов скорость движения динамически возрастает с начала атаки.